I

В сентябре 1994 года, как раз перед съездом монархических организаций России, фонд «Общественное мнение» провел опрос населения, поставив перед респондентами вопрос: «Насколько, на ваш взгляд, возможно и желательно восстановление в России монархического правления (правления царя)?». Результат оказался интересным и озадачивающим. В стране, где три четверти века население с детства воспитывалось в представлениях, что монархия — это реликт, пережиток феодального строя, что в развитом, прогрессивном обществе не должно быть такой формы правления, за восстановление монархии высказались 18% опрошенных. Правда, из высказавших такое пожелание несколько больше половины не верят, что восстановление монархии возможно, но и они, в принципе, составляют пассивный резерв монархического движения.

Насколько, по Вашему мнению, восстановление в России монархического правления возможно и желательно?

© Фонд «Общественное мнение», 2000 г.

Первое клише, которое хочется примерить к этому факту, отвечая на вопрос, кто эти люди, звучит так: это, конечно, отсталые люди. Кто ходит в церковь? Малограмотные старушки (хотя они раньше были далеко не все малограмотные и далеко не всегда это были старушки, но клише есть клише). И про царя-батюшку мечтают пенсионеры и сельские жители. Однако данные опроса наголову разбивают такое представление. В селе оказался самый низкий процент лиц, желающих восстановления монархии (всего 11%), зато в областных центрах — 20%, в Санкт-Петербурге — 23%, в Москве — 25%. Та же «обратная» тенденция проявилась в группах по образованию: среди лиц с неполным средним образованием таких оказалось 16%, в группе со средним образованием — 19%, а с высшим — 20%. Совершенно такая же картина в группах по возрасту: желающих восстановления монархии среди пожилых (55 лет и старше) — 16%, в молодежной группе (16–24 года) — 20%, и такой же процент в группах активно профессионально работающих людей (36–55 лет). Так разрушается клише об отсталых стариках и старушках. Но самый любопытный результат был получен при распределении опрошенных по занятиям. Желающими восстановления монархии в России оказались 42% (!) всех опрошенных руководителей предприятий госсектора и 28% руководителей из негосударственного сектора, в то время как среди пенсионеров, студентов, безработных и прочих групп таковых оказалось всего 16%. Таким образом, восстановление монархического правления в России оказалось желательным более всех для вполне солидных и реалистически мыслящих людей. И они же больше, чем другие категории опрошенных, сочли это восстановление возможным.

Тогда мы выдвинули гипотезу, что главной причиной распространения монархических настроений среди активно работающих представителей населения была весьма сильная, но в тот момент еще совсем слабо осознанная тенденция в общественных настроениях, уже в 1993 году отмеченная известным экономистом В.А. Найшулем в интервью газете «Сегодня»: «Существует огромный спрос на порядок». Действительно, как руководителю, так и предпринимателю крайне необходимы устойчивая власть, работающие законы и определенная доля доверия к правительству. Все это респонденты, по-видимому, каким-то образом связали с монархией. В пользу такой гипотезы говорило и распределение опрошенных по уровню доходов: в группах с доходом на душу населения до 50 тыс. руб. (по тогдашним инфляционным показателям это был очень низкий доход) сторонников монархи оказалось 13–14%, а в группах с доходом 100 тыс. руб. и выше — 25–27%, то есть почти в два раза больше.

Другой тенденцией, подогревающей эти настроения, было постоянное ожидание какого-нибудь переворота с последующим установлением диктатуры или авторитарного правления, так что один социолог, знакомясь с вышеприведенными данными, сказал: «Да я, пожалуй, тоже за монархию. Все равно ведь дело идет к единовластию — так пусть лучше будет монарх!».

II

Через несколько лет проекты приглашения в Россию потомков романовской династии с целью украшения существующего строя остались в прошлом, забылись и самозванные претенденты на российский престол. Власть стала понемногу укрепляться, и атмосфера в стране стала постепенно изменяться в лучшую сторону. Доверие к власти сейчас существенно выше, чем в 1994 году.

В сентябре 2000 года опрос, выясняющий мнение респондентов о возможности и желательности восстановления монархии в России, был повторен. В результате опроса выяснилось, в частности, что желающих восстановления монархического правления в России стало чуть поменьше (16% против 18% в 1994 году). Немного меньше стало и людей, категорически заявляющих, что такое восстановление невозможно и нежелательно (45% против 49% в 1994 г.). И заметно увеличилось число респондентов, считающих, что такое возможно: 22% против 15% в 1994 г.

Произошли следующие изменения в составе носителей монархических настроений. Новое юношество (18–24 года) меньше им подвержено, зато возрастная группа до 35 лет оказалась в этом отношении лидером (23% — каждый четвертый или пятый человек). Именно эта группа и была «юношеской» шестью годами раньше, теперь она повзрослела, но свои настроения сохранила. Несколько менее, но выше среднего уровня, привержены таким настроениям те группы, которые мы назвали активно профессионально работающими (36–55 лет). И по-прежнему маловосприимчивы к этой идее пенсионеры. Выделяется группа лиц со средним специальным образованием (20%), люди с образованием ниже среднего по-прежнему слабо реагируют на идею восстановления монархии. Среди москвичей сохранился самый высокий удельный вес монархически настроенных россиян (22%), прочие населенные пункты слабее подвержены этим настроениям (кроме, пожалуй, малых городов).

Но мы помним, что самым неожиданным в прошлом исследовании было то, что среди групп по роду занятий наиболее приверженными восстановлению монархического режима оказались руководители. Теперь среди них поубавилось носителей таких настроений (21%) — впрочем, этот удельный вес выше среднего. А наибольший удельный вес дала группа служащих (23%). Небольшой «прирост» новых монархистов заметен и среди группы рабочих и безработных (по 15%).

В целом основными носителями монархической идеи остались те же категории граждан — руководители и служащие, люди с высокими доходами и столичные жители. Однако теперь «просачивание» монархических идей произошло и в другие сферы, охватив часть жителей малых городов, рабочих и безработных, а также некоторую долю людей с самыми низким доходами, которые в прошлом исследовании казались совсем невосприимчивыми к таким настроениям.