Греческій и латинскій языки для нашихъ духовныхъ семинарій и училищъ не составляютъ новости; они существовали въ нихъ всегда; они составляли одинъ изъ предметовъ обученія нашего духовенства чуть не съ самаго введенія у насъ христіанства. Но изученію этихъ языковъ придавалось въ духовныхъ училищахъ не всегда одинаковое значеніе. Было время, когда на латинскомъ языкѣ въ семинаріяхъ говорили и лекціи читали; но въ послѣднія 20-30 лѣтъ положительное незнаніе латинскаго и греческаго языковъ, нетолько въ среднихъ духовныхъ учебныхъ заведеніяхъ, но даже въ высшихъ — академіяхъ — никому не вмѣнялось въ вину, и человѣкъ, неумѣющій, безъ приготовленія, перевести ни одной фразы изъ Цицерона и Фукидида или даже Іоанна Златоустаго, но имѣющій удовлетворительныя отмѣтки изъ другихъ предметовъ семинарскаго или академическаго образованія, могъ окончить курсъ первымъ, какъ въ семинаріи, такъ и въ академіи.

Новый уставъ духовныхъ семинарій и училищъ даетъ классическимъ языкамъ особенное значеніе и имъ посвящается самое большое число уроковъ, какъ въ тѣхъ, такъ и въ другихъ духовныхъ учебныхъ заведеніяхъ. Это предпочтеніе древнихъ языковъ предъ всѣми другими учебными предметами особенно чувствительно должно отразиться на низшихъ духовныхъ училищахъ, такъ-какъ значительная часть учениковъ этихъ училищъ, едва-ли даже не половина ихъ, не попадетъ нетолько въ высшія, но даже и въ среднія учебныя заведенія и все образованіе ихъ по необходимости должно будетъ ограничиться только умѣньемъ читать и писать, знаніемъ закона Божія, географіи и нѣсколькихъ десятковъ латинскихъ и греческихъ словъ.

Другую особенность этого устава составляютъ штаты — ограниченіе пріема учениковъ извѣстнымъ числомъ ихъ. Едва-ли не во всѣхъ семинаріяхъ штаты эти гораздо ниже дѣйствительнаго числа учениковъ и тамъ, гдѣ эти штаты уже вводятся или скоро будутъ введены — производится въ настоящее время сильное изгнаніе учениковъ (конечно, подъ болѣе или менѣе благовидными предлогами).

Наконецъ, послѣднюю и самую важную особенность новаго устава духовныхъ семинарій и училищъ составляетъ то, что къ участію въ содержаніи духовныхъ учебныхъ заведеній, и даже къ управленію ими, привлекается само мѣстное духовенство каждой епархіи. Въ семинаріяхъ духовенство будетъ имѣть своихъ представителей, въ числѣ трехъ членовъ, въ правленіи. Правленіе же, съ своей стороны, избираетъ начальника семинаріи, инспектора и всѣхъ учителей, составляетъ подробныя учебныя программы и инструкціи для учениковъ и инспектора и завѣдуетъ всею хозяйственною частью. По отношенію къ училищамъ духовенство имѣетъ точно такія же права, и кромѣ того, оно имѣетъ право учреждать училища въ такомъ количествѣ, въ какомъ оно найдетъ это для себя нужнымъ.

«Отечественныя записки», 1868, № 1, январь, Отд. II, с. 136—137