Состояние средней школы не слишком радует наших граждан. Толь­ко 10 % опрошенных считают качество школьного образования хорошим, тогда как 29 % — плохим; почти половина — 47 % определяют его как среднее. Еще сдержаннее они оценивают тенденции в сфере школьного образования.

Как видим, более трети респондентов (37 %) убеждены, что каче­ство образования снижается, причем среди людей с высшим образовани­ем, наиболее состоятельных (с доходом свыше 20 тыс. руб.) и москвичей таких, соответственно, 49, 53 и 56 %. Неудивительно, что большинство опрошенных (56 %) высказываются за реформирование школы, причем соотношение числа сторонников и противников реформ во всех социально-демографических группах примерно одинаково.

Но как реформировать школу?

В ходе обсуждения реформы школьного образования предлагаются различные меры. Скажите, пожалуйста, что из перечисленного Вы одобряете, а что нет.

Едва ли следует удивляться тому, что россияне почти единодушно отвер­гают любые новации, предполагающие экономию на среднем образовании или отступление от принципа его бесплатности. Но отметим, что в разряд не­приемлемых мер попали ликвидация малокомплектных школ и увеличение срока обучения до 12 лет. Последнее особенно любопытно, поскольку идея об обязательном дошкольном образовании оказалась единственной, встре­тившей одобрение большинства респондентов. То есть средний россиянин на самом деле не против увеличения срока обучения, но он решительно не желает, чтобы дети покидали школьную скамью в более позднем возрасте.

Либеральное в принципе предложение разделить предметы на обя­зательные и необязательные, предоставить определенный выбор учащим­ся большинству не нравится. Причем любопытно, что москвичи отвергают его гораздо чаще, чем сельские жители: среди первых — 21 % одобряющих и 68 % не одобряющих новацию, среди вторых — 37 и 51 % соответственно. Впрочем, и противоположное по духу предложение — унифицировать об­разовательные стандарты и ликвидировать лицеи, гимназии, спецшколы отвергает половина опрошенных (поддерживает его лишь треть). Причем и эта идея особенно непопулярна в Москве: 61 % против унификации и толь­ко 20 % — за. Иными словами, признавая, что система образования нуждает­ся в реформировании, большинство российских граждан не приветствует те инициативы, которые сейчас обсуждаются наиболее широко. Как же видятся им пути совершенствования средней школы?

Ниже представлены ответы на соответствующий открытый вопрос.

Что, по Вашему мнению, следует сделать, чтобы улучшить российское школьное образование?

Видно, что большинству россиян по душе не столько институцио­нальные трансформации, сколько вполне традиционные, консерватив­ные меры. Чаще всего упор делается на вопросах финансирования (по­высить зарплату педагогам; уровень жизни учителей поднять; увеличить финансирование образования). В пользу этого высказывается и подавляю­щее большинство учительского сообщества (что показали специальные исследования ФОМ пяти-шестилетней давности). Но почти так же часто опрошенные говорят о необходимости повысить квалификацию учителей, обновить учительские коллективы, обеспечить подготовку кадров и даже по­менять менталитет преподавателей. Однако вопросом, как именно это­го добиться и какими критериями руководствоваться, респонденты, как правило, не задаются; по сути они просто выражают неудовлетворенность нынешним учительским корпусом.

Предложения по улучшению образовательного процесса весьма разно­родны и порой диаметрально противоположны (классы разделить по спо­собностям и умственным возможностям; чтобы все учились по одной и той же программе), нередко — бессодержательны (надо совершенствовать школьные программы); сравнительно частый мотив — разгрузить школьни­ков (сократить ряд ненужных предметов; поменьше нагрузки на детей).

Советская школа остается образцом для значительной части наших граждан, причем не только для представителей старшего поколения (что­бы вернули то образование, что было при социализме; учить так, как в со­ветское время; вернуть классическое советское образование). Ностальгия по советской школе латентно присутствует и в высказываниях, прямого отношения к прошлому не имеющих, что хорошо демонстрирует приве­денная гистограмма.

Данные опроса не дают, впрочем, оснований утверждать, что реформа школьного образования мыслится большинством российских граждан как реанимация советской школы. Но иной модели — и школы, и реформы — в массовом сознании сейчас нет. Есть неудовлетворенность нынешним положением дел и желание, говоря словами одного из респондентов, при­вести к здравому смыслу.

Опрос 12—13 февраля 2011 года.
100 населенных пунктов, 43 субъекта РФ, 1500 респондентов
© Фонд «Общественное мнение»