Очевидно, что эффективность использования огромных информационных ресурсов телевидения прямо зависит от степени «овладения» им пространством
страны. Для создания разветвленной телевизионной инфраструктуры необходимы громадные капитальные вложения.
Несмотря на значительные экономические возможности, СССР потребовались
десятилетия, чтобы построить мощный
комплекс передающих устройств, способных обеспечить телевещание практически на территорию всей страны.

Телевизионная сеть СССР была в
основном создана в 1965–1975 годах. Она
включала 130 программных телецентров,
свыше 1 800 ретрансляторов (передающих
станций), свыше 100 000 километров радиорелейных линий, около 70 наземных
приемных станций космической системы
связи «Орбита» (в 1980 году их насчитывалось уже 80). Работу системы «Орбита»
обеспечивали спутники связи «Молния-1»,
к 1 января 1974 года на эллиптические орбиты было запущено 34 спутника. Была создана система централизованного вещания
программ Центрального телевидения из
Москвы, с останкинского Телевизионного
технического центра им.50-летия Октября,
сигнал с которого доходил почти до всех
уголков СССР, включая отдаленные области Сибири, Крайнего Севера, Дальнего Востока и Средней Азии.

Благодаря выводу на орбиту в сентябре 1976 года геостационарного спутника
связи «Радуга» появилась возможность
транслировать в режиме реального времени первую программу ЦТ по трем большим зонам вещания: 1) Крайний СевероВосток (включая Чукотку), 2) Дальний
Восток и Восточная Сибирь, 3) территория с восточной оконечности, от Оби,
до западных границ.

В малонаселенных районах Зауралья,
Центральной Сибири и Крайнего Севера,
не попадавших в зону действия спутниковой системы «Орбита», была развернута
система «Экран». Она обеспечила качественный прием не только черно-белого,
но и цветного сигнала ЦТ на небольших
городских и сельских узлах связи.

Не все принимаемые в то время ключевые технические решения, определившие развитие отечественного телевидения на длительную перспективу, вплоть
до сегодняшнего дня, выглядят оптимальными. Так, при переходе к передаче
цветного изображения была выбрана система SECAM. По сравнению с принятой
в большинстве европейских стран системой PAL ее частотная полоса в два раза
шире, поэтому на ней может «уживаться»
без взаимных помех не более шести частот вещания в метровом диапазоне, тогда
как в системе PAL — 12. По этой причине обладание частотой вещания сегодня
стоит чрезвычайно дорого.

С 1982 года к первой общесоюзной
программе ЦТ добавилась вторая. С самого начала эта программа задумывалась как
межрегиональная. С середины 1960-х годов началось создание региональной приемопередающей сети, в основном за счет
средств из бюджетов республик и областей, и после объединения сетей в рамках
канала местное телевидение в большинстве областей вело свои передачи именно
на частоте второй программы, вклиниваясь в ее сетку вещания. Собственной частотой в метровом диапазоне для местных
программ в то время обладали лишь несколько крупнейших центров (Москва,
Ленинград, Киев и др.).

Сложившееся положение сохранилось и на российском телевидении с момента его создания в мае 1991 года, когда частота второй кнопки перешла к каналу
РТР. Большинство государственных региональных телекомпаний продолжают
выпускать в эфир местные вечерние телепрограммы на частоте этого канала
с 17.30 до 19 часов.

Кроме двух общесоюзных программ,
принимавшихся практически на всей
территории страны, российское телевидение унаследовало еще три, вещавших
на метровой частоте. Они транслировались на большинство областей европейской части СССР (прием четвертой,
культурно-просветительской программы, был возможен в основном в крупных
городах).

Только одна из негосударственных
телевизионных структур, компания НТВ,
смогла получить частоту вещания государственного канала — бывшей четвертой программы, в ноябре 1997 года, когда
соответствующий указ был подписан
Президентом РФ Б.Ельциным (до этого
НТВ с сентября 1996 года получила право
вещания на четвертом канале с условием
сохранения принадлежавшей ВГТРК
программы «Российские университеты»).
Благодаря этому обстоятельству компания НТВ стала обладателем канала общефедерального значения, размер аудитории которого ныне лишь немного
уступает двум государственным каналам,
составляя около 90 процентов населения
России.

Остальные частные компании, ставившие задачу привлечения максимальной зрительской аудитории к программам
собственных студий, были вынуждены
пойти по пути развития телевизионных сетей. Для этого они начали привлекать к сотрудничеству компании в других регионах,
обеспечивающих прием и трансляцию
сигнала на своей территории. Как правило, в формировавшейся сетке вещания оставлялись открытые окна для местных
программ и рекламы (обычно продолжительностью до четырех часов вещания).

Первой на этот путь встала Московская независимая вещательная корпорация (МНВК), образованная частными
лицами и компаниями при участии государства в лице Московской мэрии
и американского медиагиганта компании
CNN. В начале осуществления проекта
передачи канала ТВ-6, транслировавшиеся арендованным стоваттным передатчиком, могли принимать не более полумиллиона жителей Москвы. В результате
сделанных на протяжении 1993–1995 годов крупных финансовых вложений
и предпринятых больших усилий по созданию сети на территории России аудитория канала в середине 1996 года приблизилась к отметке 70 миллионов человек.

Свою сеть вещания имеет канал
СТС, впервые вышедший в эфир 1 декабря 1996 года. Его учредителями являются
«СТС-Холдинг» и американская компания «Story First Communications». В начале формирования сети СТС располагала 35 станциями и вела вещание
на 40 городов России. В 2001 году передачи СТС транслировались уже 150 станциями и принимались в 290 городах. Общая
аудитория — 75 миллионов человек.

Телекомпании REN TV приступила
к созданию своей сети в 1996 году, спустя
пять лет после начала деятельности в регионах, приобретя 49-й дециметровый канал
в Москве и затем слившись с региональной сетью Независимой вещательной системы (НВС), объединявшей более 100 негосударственных телевизионных станций.
В то время основной пакет акций REN TV
находился у ЛУКойла, а в октябре 2000 года его выкупила одна из дочерних структур
РАО «ЕЭС России». Сеть REN TV простирается практически на всю территорию
России, охватывая все крупнейшие города. Аудитория — свыше 70 миллионов
зрителей.

Январь 1998 года стал отправной точкой вещания канала ТНТ, позднее вошедшего в «НТВ-Холдинг». Сеть этого
канала развивалась быстрыми темпами
во многом благодаря крупным инвестициям со стороны учредителя — «МедиаМоста» (100 миллионов долларов). К середине 2000 года программы ТНТ
принимались уже почти в 500 российских
городах, включая Владивосток. Отличительной особенностью вещания данной
компании является полная автономность
ее программ, выходящих в региональном
эфире без местных «вклеек».

Помимо отмеченных телекомпаний
активно развивают свои сети московский
консорциум ТВЦ, каналы МузТВ и МТВ. Так, у канала ТВЦ, начавшего вещание
в июне 1997 года, потенциальная зрительская аудитория в 2002 году достигла 65 миллионов человек. Его передачи
принимаются в 77 российских регионах,
девяти странах СНГ и Балтии.

Широкие планы в этом направлении и у холдинга «Газпром-Медиа»,
стремящегося на базе отраслевых
телекомпаний создать сеть станций
прежде всего в районах газо- и нефтедобычи.

Возможности приема телеканалов в городах России
с населением свыше 400 тысяч человек
(в процентах)
Каналы
1998
1999
2000
ОРТ
99,3
99,6
99,6
РТР
99,0
98,8
99,1
НТВ
86,1
87,9
89,9
ТВ-6
79,7
87,9
84,6
«Культура»
49,3
49,6
55,1
СТС
56,9
54,8
64,1
REN TV
51,7
47,8
58,9
ТВЦ-Центр
50,9
47,4
52,3
ТНТ
-
41,2
57,8
МТВ
-
-
37,1
МузТВ
-
-
32,6
ТВ-3
-
-
20,3
М 1
-
-
20,7
Дарьял-ТВ
-
-
12,6

Источник: Телерекламный бизнес: Информационно-аналитическое обеспечение. М., 2001.
С. 102.