Вам приходилось или не приходилось обсуждать 
со знакомыми проблему отношений со славянскими странами?

Опрос населения 17-22 июля 2001 г. c Фонд <Общественное мнение>, 2001 г.

Каждый народ имеет свой собственный круг национальных или этнических сообществ, с которыми он постоянно себя соотносит: одни народы при этом воспринимаются как более близкие или даже родственные, другие - как далекие, чужие. Такое сравнение во многом определяет, во-первых, собственную национальную идентичность, а во-вторых, эмоционально-оценочное отношение к народам, которые воспринимаются как более или менее близкие. Так складывается иерархия <значимых других> национально-этнических групп.

Для того чтобы выяснить, в какой степени актуальна для россиян славянская идентичность и как она связана с отношением к другим славянским народам, Фонд <Общественное мнение> провел 21-22 июля 2001 г. опрос, темой которого было <славянское братство>.

Опрос населения показал, что большинство россиян (68%) считают себя славянами (не считают - 22%). Затруднились с самоопределением10% респондентов.

Вы лично считаете или не считаете себя славянином?

Опрос 21-22 июля 2001 г. c Фонд <Общественное мнение>, 2001 г.

Чаще, чем в среднем по опросу, считают себя славянами жители Северо-Западного (86%) и Уральского (74%) федеральных округов, а не считают - жители Приволжского (29%) и Сибирского (34%) федеральных округов. Региональные различия во многом определяются национальным составом населения того или иного округа. Но есть и значимые отличия по социальным группам, которые можно объяснить ценностным выбором. Так, чаще идентифицируют себя со славянами люди старших возрастных групп (старше 50 лет -73%), образованные (со средним специальным образованием - 73%, с высшим - 78%), сравнительно состоятельные (с доходом выше 1000 рублей на человека в месяц - 75%). Затрудняются ответить на этот вопрос чаще люди малообразованные (с образованием ниже среднего -19%).

Можно предположить, что славянская идентичность более актуальна для людей, достигших некоторого <положения в обществе> и размышляющих о своих корнях - семейных или этнических (известно, что историей своего рода, семьи люди тоже начинают интересоваться в зрелом возрасте).

Ценностная составляющая славянской идентичности четко проявилась в обсуждении этой темы на фокус-группах.

Некоторые участники дискуссий не считают тему славянства актуальной.

. <Славяне - это потомки племен, живших на определенной территории в исторический период времени и имеющие общий этнос. С ходом истории происходило смешение с другими этническими группами. В настоящее время больше миф, чем реальность>.

Для большинства же славяне, во-первых, вполне современное обозначение группы народов, населяющих прежде всего Россию, Украину и Белоруссию:

. <Нет определенной нации - славяне, но, по-моему, это все население России, Украины, Белоруссии. Существует даже определенный тип лица - славянский>.

Во-вторых, это нации, объединенные общей исторической судьбой и религией. Иногда в принадлежности к <семье славянских народов> отказывают католикам:

. <Не только Россию, но и Украину, и Белоруссию обязательно сюда надо включать. Мы - восточные славяне. Это три народа: русские, белорусы и украинцы. И еще что сближает, это, конечно, православная религия. Общность судеб, связь именно этих трех народов очень тесная. Ну и болгары, сербы, черногорцы. Хорваты - тоже славяне, хотя католики. Чехи, поляки - они уже как бы в стороне, потому что католическая религия совершенно чуждая>.

* * *

Уверены, что славяне отличаются от других европейских народов, 54% россиян, причем чаще это люди с высшим образованием (67%). В том, что славянские народы не отличаются от других европейцев, убеждена существенно меньшая доля опрошенных - 29%. Большинство экспертов (примерно две трети) также полагают, что славяне отличаются от большинства европейских народов.

Как Вы думаете, сегодня славянские народы в целом отличаются или не отличаются от других европейских народов?

Опрос 21-22 июля 2001 г. c Фонд <Общественное мнение>, 2001 г.

Представители региональных элит видят в факте поиска общих черт славянских народов нечто настораживающее.

. <На мой взгляд, разговоры о том, что есть славяне, - это надуманное. Это просто политическая махинация, чтобы достичь каких-то политических целей, не имеющих отношения к славянским объединениям> (эксперт, Нижний Новгород).

. <Какая-то общность историческая есть. Я полагаю, что та территория, которую заселяли от Болгарии до финноугорских народов, она была как общая, и память о ней может объединять. Но особо большого отличия я не вижу. Они же не с тремя глазами> (эксперт, Краснодар).

В высказываниях экспертов встречается мысль, что нынешним славянским народам свойственно неумение ответить на вызовы времени.

. <Думаю, что у славян нет характерных черт, которые бы их отличали от европейцев. Но исторически, культурно народы группируются в свои этноисторические сообщества. Вот славяне именно относятся к этноисторическому сообществу, и события последнего десятилетия настойчиво требуют их объединения, интеграции - политической и экономической, и даже территориальной. К сожалению, славяне сейчас не осознают, возможно, вот этой опасности для славянских народов. Поэтому мы сейчас развиваемся вне зависимости от наших общих интересов> (эксперт, Ставрополь).

. <Славяне отличаются своим неумением в области государственного строительства. В плане создания своей собственной исторической судьбы славяне неталантливые. Отсюда и трагические коллизии. Распад современной Югославии, в свое время - Польши, которая развалилась на части в восемнадцатом веке. Чехи не смогли удержать государство, которое они получили по наследству после империи в 18-м году и проворонили накануне Второй мировой войны>.

Отличительные черты славян называют и участники фокус-групп. Но это более поверхностные, бытовые характеристики. Одни респонденты называют этнографические и историко-культурные отличия:

. <Тип лица>; <привычки, манеры, традиции>; <территория, быт, нравы, вера>.

Вторые говорят о психологических и нравственных особенностях славян. Как правило, это положительные качества.

. <Славяне - трудолюбивые, дружные, верные, сильные духом, патриотичные>.

. <Это россияне, белорусы, украинцы, молдаване, которые жили вместе в Советском Союзе и работали друг на друга, вместе защищали Родину, вместе переживали друг за друга>.

. <Хлеборобы, доброжелатели, ратники. Душевные. Богобоязненные>.

. <Славяне - это древний европейский народ, несущий в себе генетически прогрессивный, духовно чистый и творческий код>.

. <Славяне - душевный народ. Водки больше употребляют>.

. <Доброжелательность, взаимовыручка, бескорыстие>.

. <Открытость>.

. <Приоритет духовного над материальным у славян>.

Респонденты называли отрицательные качества славянских народов. Говоря о том, что им не нравится в славянах, участники дискуссий естественным образом перешли на обсуждение особенностей русского характера. Особенно горячие возражения звучали по поводу <доброжелательности и отзывчивости>, сплоченности русских. В этих высказываниях отмечен бытовой уровень интерпретации проблемы социальной интеграции:

. <Это одна из самых равнодушных наций. Если кто-то лучше, то надо его утопить>.

. <Если человек на улице упадет, никто не остановится>.

. <Никакого братства просто нет. Когда я служил в армии, было модно всех с юга отправлять на север. Там были узбеки, таджики - все. Они друг за друга стояли, а наши - нет. Азер за азера заступится, узбек за узбека - их землячества видно. Наши - никогда>.

. <Взять русских: у нас взаимовыручка намного хуже, чем у тех же кавказцев. Т.е. она на нуле вообще>.

Отвечая на вопрос: <Вы лично испытываете или не испытываете братские чувства к каким-нибудь славянским народам?>, 60% участников массового опроса сказали, что испытывают такие чувства, и 25% - что нет. Однако есть основания предполагать, что в этих <братских чувствах>- значительная доля ностальгии по Советскому Союзу и нормативного давления - не испытывать таких чувств неприлично. Резоны для такого предположения мы находим в материалах фокус-групп.

Вы лично испытываете или не испытываете братские чувства к каким-нибудь славянским народам?

Опрос 21-22 июля 2001 г. c Фонд <Общественное мнение>, 2001 г.

*  * *

С тем, что между славянскими народами существует особая общность, особые отношения - <славянское братство>, - согласны далеко не все участники дискуссий. Более того, высказывается подозрение, что это словосочетание придумано политиками:

. <Славянское братство> - это термин искусственный, современный. Непонятно, для чего он выдуман>.

Еще более скептически настроены по отношению к идее <славянского братства> региональные эксперты. Ответы представителей региональных элит на вопрос <Как Вы думаете, сегодня между славянскими народами существует или не существует славянское братство, чувство единения?> распределились примерно поровну между теми, кто считает, что такое братство существует, и теми, кто придерживается противоположной точки зрения. В материалах экспертных интервью мы находим комментарии к обеим позициям.

Некоторые из тех, кто придерживается мнения, что идея славянского братства распространена слабо и не имеет перспектив, полагают, что нынешняя внешнеполитическая ситуация такова, что южные и западные славяне ориентируются прежде всего на Запад. Поэтому России следует не замахиваться на глобальную интеграцию всех славян, а добиваться такой интеграции в первую очередь с ближайшими соседями и действительно родственными народами - украинцами и белорусами. Другие считают идею <славянского братства> вообще надуманной - они утверждают, что отношения с другими странами должны строиться на прагматичных основаниях, а не на чувствах.

Как Вы думаете, сегодня между славянскими народами существует или не существует славянское братство, чувство единения?

Опрос населения 17-22 июля 2001 г. c Фонд <Общественное мнение>, 2001 г.

. <Идея <Давайте мы, славяне, других оттолкнем, и сами будем все создавать" не имеет перспектив. Как сейчас идентифицировать, точно он славянин или нет? Он каким по цвету должен быть: блондином или, как я, рыжим? Эта идея слабо распространена нынче. Она второстепенна сейчас. На первый план я выставил бы идею объединения хотя бы нескольких республик, входивших ранее в состав СССР, - на качественно новой основе, по другому уже принципу. А уже потом размышлять, нужен ли славянский союз или нет как таковой. В Белоруссии пока есть настроения к интеграции с Россией. На Украине, если там здравые силы какие-то возьмут верх, тоже, может быть. Югославии Запад не даст> (эксперт, Краснодар).

. <<Братья-славяне" - это какой-то стереотип, просто пустая тема. <Братские чувства" - не та основа, на которой надо сближаться. Сближаться надо на экономической, культурной, технологической, научной основе. Здесь все равны. Эта идея близка только крайним националистам. Атак, чтобы это народ воспринимал, впитывал и об этом думал, - нет. В других славянских странах - тем более. Они все-таки больше проникнуты прозападными стандартами, идеями> (эксперт, Рязань).

Даже те, кто уверен, что будущее у идеи <славянского братства> есть, относят ее реализацию на неопределенное будущее - когда славянские страны поймут выгоды интеграции или когда всем славянским народам будет грозить общая опасность.

. <Я думаю, в нашей стране есть будущее у идеи славянского братства. Уменьшается численность славянского населения, и в перспективе потребность в объединении будет большей. В других славянских странах - тоже. Я недавно был на Украине, кода были дни Волгоградской области. Там эта идея сидит в головах не только людей старшего поколения, но популярна и в экономических, и в финансовых кругах> (эксперт, Волгоград).

. <Эта идея могла бы возродиться, скажем, против какого-нибудь одного врага - что-нибудь вроде Гитлера, если бы был, не дай Бог!> (эксперт, Краснодар).

*  * *

Однако одно дело - <братство> как эмоционально-ценностные отношения, за которыми нет материального расчета, а другое дело - взаимовыгодная интеграция, основанная на географической и культурной близости. Идее более тесного сотрудничества со славянскими странами на межгосударственном уровне и эксперты, и рядовые россияне высказывают почти единодушное одобрение.

По Вашему мнению, России следует или не следует иметь со славянскими странами особые, более тесные отношения?

Опрос 21-22 июля 2001 г. c Фонд <Общественное мнение>, 2001 г.

В ходе массового опроса респондентам был задан вопрос: <По Вашему мнению, России следует или не следует иметь со славянскими странами особые, более тесные отношения?> Абсолютное большинство опрошенных(78%) сказали, что следует, и только 7% - что не следует.

Как мы и предполагали, идентификационный выбор в значительной степени предопределил политическую установку: опрошенные, считающие себя славянами, значимо чаще, чем в среднем по опросу, выступают за более тесные отношения со славянскими странами1. <Славяне> также существенно чаще заявляют о своих братских чувствах к другим славянским народам.

Участники фокус-групп часто говорили о том, что особые отношения со славянскими странами необходимы.

. <Общность культуры, вероисповедание. Болгары, сербы - это что-то духовно близкое, это очень важное. И чем быстрее будет сближение происходить, тем лучше>.

Иногда высказывается мнение, что такие особые отношения могут основываться на понятности - не столько языка, сколько обычаев и мотивов поступков других славянских народов:

. <У других другая культура - я ее не понимаю, а всех славянских я понимаю. Во взаимоотношения спокойно влезаю и понимаю, что они делают>.

. <<Загадочная русская душа" можно расширить до <загадочная славянская душа", которая непонятна Западу>.

Понятность - это возможность прогнозировать поведение другого человека в каких-то солидарных действиях. Поэтому естественным образом дискуссия подошла к обсуждению общих для славянских народов целей. Здесь обозначился <общий враг>. Иногда в качестве <врага> подразумевается Запад:

. <Рушат славянское братство тысячелетия. Разрезают, из Европы выживают. Из России русских выживают. Разваливают>.

Иногда (более определенно) - мусульмане вообще и исламские страны в частности:

. <Нужно стремиться, чтобы обратно сплотиться. В Москве стало гораздо больше мусульман, чем когда-либо. Славян вытесняют с их исконных территорий - и не только здесь>.

Однако когда речь заходит об общих интересах, в <славянское братство> участники дискуссий готовы принимать <всех хороших людей>, не только славян:

. < - Хотят, пускай будут ближе. Ну, я хочу американца видеть и поляков, другие - хохлов.

. - Для меня тоже нет такой разницы. Лишь бы человек был хороший.

. - Польшу и финнов.

. - Да, финны тоже были раньше славяне. Сейчас получилось отчуждение какое-то временное>.

. <Я занимаюсь инвестиционной программой - хочу, чтобы западные армяне деньги в Россию принесли. Потому что наши люди - рабочие, не коммерсанты>.

. <Нам с Ираном нужно обязательно налаживать отношения - он же у нас рядышком. Мы можем туда своих специалистов, людей посылать. А от них - зачем нам свою нефть качать, если можно ее качать сюда?>

С какими славянскими странами России следует иметь особые, более тесные отношения?
(Ответы заявивших, что России следует иметь со славянскими странами более тесные отношения. Любое число ответов.)

Опрос населения 17-22 июля 2001 г. c Фонд <Общественное мнение>, 2001 г.

Более того, в вопросе о том, стоит ли принимать в <братство> ближайших <братьев> - белорусов и украинцев, - часто высказывались сомнения:

. <Украина - какие они сейчас нам братья? Сала не дадут кусок.

. - Да они готовы русскому, особенно если из Москвы, горло перегрызть.

. - Москаля убьют сразу>.

. <Лично у меня нет никакого стремления объединяться с Белоруссией только потому, что они славяне. Если у вас есть, что принести в этот союз: У нас есть, что принести - это совсем другое дело>.

Примечательно, что в общности, основанной на этническом признаке, некоторые участники дискуссии усмотрели идеи расизма и национализма:

. <Это братство нехорошо. Зачем оно? Вот, пожалуйста, у негров есть это братство. Оно для них хорошо, а для окружающих плохо. Зачем это нужно? У нас в Воронеже есть тоже братство, которое борется против темнокожих - тоже это ни к чему хорошему не приводит>.

Установка на сближение со славянскими народами, популярная среди большинства рядовых россиян, проявилась и в следующем факте: тех, кто считает, что среди славянских стран есть такие, с которыми России не стоит поддерживать особые, более тесные отношения, оказалось очень мало (16%). Почти половина опрошенных (47%) считает, что таких стран нет, и 38% затруднились ответить на этот вопрос.

А есть ли среди славянских стран такие, с которыми России не следует поддерживать особые, более тесные отношения?

Опрос 21-22 июля 2001 г. c Фонд <Общественное мнение>, 2001 г.

Тем, кто полагает, что есть такие славянские страны, с которыми России не стоит поддерживать особые отношения, был задан вопрос: <Назовите, пожалуйста, славянские страны, с которыми, по Вашему мнению, России не следует поддерживать особые, более тесные отношения>. На первом месте здесь оказалась Украина - ее назвал каждый пятый среди ответивших на вопрос.

* * *

Большинство участников массового опроса (61%) полагают, что сейчас российское правительство устанавливает особые, более тесные отношения со славянскими странами. Уверены в противоположном - лишь13%, а25% россиян затруднились с ответом.

А как Вам кажется, сейчас Российское правительство устанавливает или не устанавливает особые, более тесные отношения с какими-либо славянскими странами?

Опрос 21-22 июля 2001 г. c Фонд <Общественное мнение>, 2001 г.

Судя по высказываниям участников фокус-групп, такая политика в целом одобряется, но с весьма существенными оговорками. Во-первых, почти все респонденты считают, что этот процесс нельзя форсировать. <Братья-славяне> сами должны прийти к пониманию того, что объединение с Россией им необходимо. Во-вторых, более тесное сотрудничество, интеграция возможны только на взаимовыгодных основах.

. <- Если экономический процесс будет складываться так, что Украине будет лучше с нами в Союзе, то она придет. И даже политики, которые нам сейчас очень сильно противопоставляют, вряд ли что-то смогут сделать. Экономика должна работать.

. - Может, пройдет несколько десятков лет, и мы объединимся с нашими братьями-славянами - с Украиной, Белоруссией и с прочими европейскими народами - пусть и не славянскими - в одно государство. Было бы замечательно.

. - Пока они не созрели до этого. Им нужно еще годика три, украинцам, чтобы дозреть. Когда они дозреют, они четко придут к нам, они придут, потому что народ-то весь понимает, что надо с Россией нормально>.

Впрочем, некоторые участники дискуссий предлагают несколько опережать <естественный ход событий>:

. <- Мы должны поддерживать партии прорусской ориентации, которые ориентированы на Россию, и поддерживать не только морально, но и материально.

. - Нужно натурой брать: отдайте вот этот завод, он у вас все равно не работает, но он нам нужен, потому что выпускает самолеты. И вот таким макаром, вроде бы завод стоит на Украине, но как бы российский, и потом, в конце концов, они сами поймут, что почему бы не работать обратно всем вместе>.

Мнения тех, кто считает, что Россия устанавливает более тесные отношения со славянскими странами, и тех, кто полагает, что правительство этим не занимается, разделились примерно 1 : 1. В интервью экспертов мы можем увидеть комментарии к подобным оценкам политики российского правительства по отношению к славянским странам. Большинство одобряет политику интеграции:

. <Я думаю, что политика российского правительства правильная. Я поддерживаю, потому что надо интегрироваться - и в первую очередь на основе экономики. У нас нет союзника сейчас ближе, чем Белоруссия. И в военном плане> (эксперт, Краснодар).

Меньшая часть считает ориентацию на сближение со славянскими странами неправильной, потому что это <страны-изгои>, с которыми <не дружит> мировое сообщество.

. <Я думаю - скорее неправильная, потому что Россия выбирает те страны, которые являются изгоями в мировом сообществе. Это касается Белоруссии при Лукашенко и Югославии при Милошевиче> (эксперт, Казань).

Но большинство экспертов считают желательной большую активность российского правительства в деле интеграции России, Белоруссии и Украины. Некоторые оценивают политику российского правительства в этом направлении как недостаточно активную. Другие полагают, что процесс интеграции тормозят элиты Украины и Белоруссии, а также объективные обстоятельства.

. <С Белоруссией устанавливаются такие отношения, а других я не вижу. С Украиной не получается, хотя надо бы. Потому что там встречное движение. Вот я был в прошлом году на Украине. Нигде официально, с трибуны, не было высказано желания соединиться хоть на каком-то уровне. А за рюмкой - все в один голос. Потому что политика правящего режима там такая. Она сильно подвержена влиянию НАТО. А на простом, обыденном, житейском уровне люди подходили и говорили: <Пора бы, пора". Но с трибуны никто не сказал>(эксперт, Краснодар).

. <Почему-то они с Болгарией не хотят никаких вообще отношений устанавливать. Если проследить последнюю прессу, кто из наших лидеров России за последнее время побывал в Болгарии? Никто. Мне кажется, что наши политики здесь проигрывают. Либо у нас МИД слабоват, или просто наши руководители еще недопонимают, какую пользу может принести для России честный союз со славянскими государствами> (эксперт, Краснодар).

. <Ну, конечно, нас связывают тысячелетние нити, и то, что сейчас эти нити порушены, это не только наша беда, но и беда украинцев и русских, которые проживают там. А всему виной - амбиции политиков, прежде всего украинских>(эксперт, Рязань).

Опросы 17-22 июля 2001 г. c Фонд <Общественное мнение>, 2001 г.