Во время официального визита в Малайзию в начале августа президент В. В. Путин
объявил о желании России быть представленной в Организации «Исламская конференция». При этом он подчеркнул, что 20 миллионов российских мусульман
вправе чувствовать себя частью исламского мира.

Это свидетельствует о глубочайшем изменении в отношении российского
общества к религии. Оно начало меняться еще при советской власти. Коммунистическая идеология умирала, и началось обращение к религии, медленное переворачивание «идеологических знаков». В период революционных преобразований 1989–1991 годов этот процесс вышел наружу и принял форму обвала.
Количественные изменения перешли в качественные. После периода атеизма
Россия переживает своеобразный религиозный ренессанс.

По сути дела, вышеуказанное заявление В. В. Путина явилось развитием его
мысли, высказанной на встрече с муфтием мусульман Таджикистана Амонуллой
Нематзаде в апреле 2003 года, о том, что Россия в известной степени может считаться частью мусульманского мира, поскольку в ней проживает около двух десятков миллионов мусульман и они не иммигранты, а граждане нашей страны.
Ислам исповедуют представители многих народов нашей страны. На протяжении веков мусульмане вносят свой весомый вклад в развитие богатейших
культурных и духовных традиций России, в упрочение межнационального согласия и религиозной терпимости. Эти отношения дружбы и взаимного уважения — наша гордость и общее достояние, которое мы всемерно и последовательно оберегаем.

Большинство жителей России относят себя к православным христианам.
Именно плодотворное взаимодействие различных конфессий, и прежде всего
православия и ислама, в течение более чем тысячи лет являлось основой развития богатейшей российской культуры, вклад которой в формирование человеческой цивилизации общепризнан.

В России тесное взаимодействие православной и мусульманской общин всегда было залогом стабильности общества. Неслучайно одним из первых приветствовал заявление президента В. В. Путина о нашем намерении вступить в ОИК
в качестве наблюдателя Московский патриархат. Естественно, его с энтузиазмом
встретили и российские мусульмане, что нашло отражение в неоднократных высказываниях председателя Совета муфтиев России шейха Равиля Гайнутдина.

Ислам самая молодая из всех монотеистических религий, но число его адептов быстро растет и уже сейчас составляет 1,3–1,4 миллиарда человек. Рост влияния ислама в мире объясняется тем, что ныне мусульмане в большей степени,
нежели раньше, стали ощущать себя как общность и позиционировать себя в этом качестве на мировой арене. Этот процесс подкрепляется и тем, что в недрах мусульманских государств сосредоточено более 2/3 мировых запасов углеводородных энергоносителей.

В повышении внимания к исламу немалую роль сыграло то обстоятельство,
что ряд террористических акций в XXI веке был осуществлен представителями
радикальных организаций, в том числе и мусульманских. Ислам, как и другие религии, осуждает терроризм, запрещает самоубийства, однако многие экстремисты стремятся использовать религию для оправдания своих собственных политических целей. Ни одна религия не призывает к агрессии и войне, все они
проповедуют добрые дела.

Для миллионов мусульман во всем мире религия является источником стабильности, именно в ней они находят утешение. Ислам для них направляющая
сила, которая ничего общего не имеет ни с терроризмом, ни с насилием — в Коране говорится: «Нет принуждения в религии» (Коран, 2:256).

Своеобразие исламского мира заключается, среди прочего, в том, что при
отсутствии единого религиозного центра, он имеет свою Организацию, координирующую политические позиции почти 1/4 населения мира. В образованную
в 1969 году Организацию «Исламская конференция» входят 57 стран, в том числе 2 европейских, 2 латиноамериканских, 6 государств СНГ и т. д.; ОИК является своего рода мини-ООН для исламского мира: она создала широкую сеть
ассоциированных учреждений, в том числе Исламский банк развития — аналог
Всемирного банка, а также аналоги ЮНЕСКО, Олимпийского комитета, Международного Красного Креста и т. п. Активность этих организаций явно возросла в нынешнем веке.

Российская дипломатия установила контакты с ОИК несколько лет тому назад, с визитами в Москве побывал ряд миссий этой Организации. Новая страница в этих отношениях была открыта в январе 2003 года, когда по официальному
приглашению министра иностранных дел в Москву прибыл генеральный секретарь ОИК Абдель-Вахид Бельказиз (а в МИДе России была учреждена специальная должность посла по особым поручениям по связям с этой Организацией).
В ходе состоявшихся переговоров в Москве стороны констатировали близость
взглядов практически по всем обсуждавшимся вопросам.

Это касается, в частности, необходимости борьбы с международным терроризмом. Мы едины в том, что противодействие этой глобальной угрозе должно
строиться на комплексной и долговременной основе, и в борьбе с этим страшным злом не должно быть двойных стандартов. Мы также считаем недопустимым
при формировании подходов к терроризму отождествлять его с исламом.

Нас объединяет идея отстаивания и утверждения ведущей роли ООН при решении актуальных международных и региональных проблем. Мы с удовлетворением констатируем единство точек зрения в том, что касается решения ближневосточного конфликта. Мы занимаем одинаковые позиции в отношении
иракского кризиса.

Естественно, что намерение России присоединиться к ОИК на первых порах
в качестве наблюдателя получило широкий резонанс в исламском мире. Некоторые восприняли данную инициативу с настороженностью, полагая, что присоединение такой державы, как Российская Федерация может изменить конфигурацию самой Организации «Исламская конференция». Однако преобладают
позитивные отклики. При этом красной нитью среди большого количества комментариев проходит тезис о том, что Россия указанной акцией заявляет о статусе
мировой державы, которая отвергает концепцию «столкновения цивилизаций» и выступает за диалог различных конфессий и культур. Подчеркивается также
мысль о том, что Москва демонстрирует готовность сыграть роль своего рода связующего звена между Западом и исламским миром. Заявление президента РФ
в Малайзии расценивается как проявление искренности намерений российского
руководства добиться политического урегулирования чеченской проблемы.

Хотелось бы выделить мысль о том, что хорошие отношения с исламским миром мы намерены развивать не в пику нашим западным друзьям и партнерам.
Двуглавый российский орел на нашем гербе смотрит как на Восток, так и на Запад. Сегодня, когда в многоликом современном мире экстремисты различных
мастей стремятся втянуть нас в так называемый конфликт цивилизаций, задача
недопущения раздела мира по религиозно-цивилизационному принципу выдвигается в разряд первоочередных. В этом плане Россия, являясь великой евразийской державой с уникальным опытом взаимодействия различных этносов и конфессий, и прежде всего православия и ислама, может сыграть поистине
историческую роль.