Начиная с 1990 года в России возникло
множество политических организаций
мусульман. Немногим из них удалось окрепнуть, обрести стабильность и подняться до уровня массовых общероссийских
движений или крупных региональных
образований.

Недолговечным оказалось первое
политическое объединение мусульман —
Исламская партия возрождения (ИПВ),
возникшая еще во время существования
СССР, в 1990 году, и стремившаяся стать
всесоюзным. Своими главными задачами
партия провозгласила «возрождение чистоты первоначального ислама» и реализацию права каждого мусульманина строить свою жизнь на основе Корана
и Сунны. Создав региональные структуры в европейской части России (Татарстан), на Кавказе (Чечня, Ингушетия, Дагестан) и в Средней Азии (Таджикистан,
Узбекистан), ИПВ так и не сумела преодолеть их разрозненность, привлечь под
свои знамена множество сторонников,
оставаясь по существу дискуссионным
политическим клубом, лидеры которого
(Гейдар Джемаль, Валиахмед Садур, Мукаддас Бибарсов) постоянно полемизировали друг с другом.

В 1994 году ИПВ прекратила свое существование, дав толчок дальнейшей политизации ислама. В 1995 году на сцену
выступили сразу два новых объединения — Общероссийское мусульманское
общественное движение «Нур» и Союз
мусульман России (СМР). У колыбели
обеих организаций стояли лидеры ЛДПР.
Опираясь на материальные ресурсы либерал-демократов, а также отчасти «Яблока», «Нур» и СМР уже к концу 1995 году
зарегистрировали свои региональные отделения по всей России: Нур — в 72 регионах, СМР — в 50. Обе организации настраивались на решительную политическую борьбу в ходе предстоявших в декабре 1995 года выборов в Государственную
Думу. Особенно внушительный список
кандидатов удалось сформировать СМР.
Первоначально в нем под первым номером стоял президент Ингушетии Руслан
Аушев. При этом СМР от имени всех мусульман России громогласно заявлял
о своем стремлении «добиваться равноправного представительства мусульман
во всех областях общественной и политической жизни страны», самых широких
политических и экономических прав для
республик с преобладающим мусульманским населением.

Однако СМР не был допущен к выборам, не сумев в срок исправить по требованию Центризбиркома неверно оформленные подписные листы. Участвовавший
в выборах «Нур» смог обеспечить себе значительную поддержку избирателей только
в Чечне и Ингушетии, где получил 23 процента голосов, а также в Татарстане (5 процентов), но в целом по России даже близко
не подошел к пятипроцентному барьеру (0,58 процента) голосов.

Предпринимавшиеся в дальнейшем
попытки объединить СМР и «Нур» в единую общероссийскую мусульманскую
организацию не увенчались успехом.
В руководстве обоих объединений усилились разногласия. Они стали причиной ухода из СМР нескольких наиболее
влиятельных лидеров. Ставший во главе
СМР Надир Хачилаев, после того как его
сторонники подняли мятеж в Махачкале
в 1998 году, был лишен депутатской неприкосновенности, что поставило организацию на грань распада. В выборах 1999 и 2000 годов СМР не участвовал.

В летней президентской выборной
кампании 1996 года от имени всех мусульман России выступил СМР совместно
с Исламским культурным центром (создан
в 1991 году как «общественно-культурное
объединение», призванное содействовать
развитию и распространению исламских
духовных и культурных ценностей; его
возглавил Абдул-Вахид Ниязов). В отличие от выборов в Госдуму 1995 года, от которых главные мусульманские лидеры
предпочли дистанцироваться, на выборах
президента они решили поддержать
кандидатуру Б. Н. Ельцина, причем
СМР/ИКЦ объявил об этом еще в феврале 1996 года, когда рейтинг первого президента РФ был чрезвычайно низок.
Ситуация осложнялась публичной и демонстративной ориентацией Кремля
на «союз» исключительно с Русской православной церковью. Тем не менее Общероссийское совещание мусульман, состоявшееся незадолго до самих выборов
(на нем выступила с речью Наина Ельцина), объявило о поддержке кандидатуры
Бориса Ельцина. Взамен, по сообщениям
прессы, мусульманские лидеры просили 3 миллиона долларов на реализацию
восьми долгосрочных исламских проектов
на территории РФ (среди них — строительство в Москве Восточного гуманитарного центра, состоящего из караван-сарая,
Российского исламского университета,
мечети и детского приюта).[1]

Эффективность поддержки, оказанной Ельцину СМР/ИКЦ, не поддается
точным оценкам. Согласно обнародованным после выборов Ниязовым сведениям, в первом туре за Ельцина проголосовало 34,8 процента мусульман,
а во втором — 58 процентов[2].

Новое общероссийское объединение — «Мусульмане России» — возникло
в апреле 1996 года по инициативе бывшего генерального секретаря СМР Мукаддаса Бибарсова. Его поддержали духовные
управления мусульман Поволжья, Татарстана, Башкортостана, Сибири и Дальнего Востока. Однако фактически оно так
и не сумело подняться до общероссийского уровня и приобрести необходимое влияние для участия в президентских выборах 1999 года, ограничившись решением
региональных проблем, особенно в областях Поволжья, где пользовалось наибольшей поддержкой.

В преддверии очередных парламентских выборов осенью 1998 года возникло
новое общероссийское общественно-политическое движение мусульман и малых
народов «Рефах» («Благоденствие»). Его
председателем был избран С. Ниязов.
На состоявшейся в октябре 1999 года конференции «Рефах» было принято решение о
его вхождении в блок «Единство», который
на выборах получил 23,3 процента голосов
и 84 места в Госдуме. Несколько депутатских мандатов достались представителям
«Рефах» (в том числе С. Ниязову).

По заявлениям лидеров движения,
оно не имеет религиозной окраски, ставя
главной задачей полноценное представительство мусульман и коренных малых народов в политической жизни страны.
Вместе с тем Совет духовных наставников
«Рефах» возглавил муфтий Равиль Гайнутдин, а членами совета являются глава Духовного управления мусульман (ДУМ)
Сибири и член исполкома СМР Нафигулла Аширов, председатель ДУМ Татарстана
муфтий Гусман Исхаков, председатель
Координационного центра мусульман Северного Кавказа и глава ДУМ Дагестана
муфтий Ахмад Абдуллаев.

В мае 2001 года Министерство юстиции РФ зарегистрировало еще одну
общероссийскую общественно-политическую организацию мусульман под названием «Исламская партия России»
(ИПР). Ее возглавляет дагестанец банкир и предприниматель Магомед Абдулкадырович Раджабов, один из сопредседателей движения «Нур». В настоящее
время, после вступления в силу закона РФ, запрещающего создавать партии
на религиозной основе, «Исламская
партия России» создала из себя две —
«Истинные патриоты России» и «Партия справедливости и развития России»,
которые создали единый блок для участия в предстоящих выборах в Государственную Думу.

Помимо общероссийских создавалось и множество региональных общественно-политических объединений
мусульман, таких как Исламская демократическая партия «Иттифак» и «Мусульмане Татарстана» (Татарстан),
Исламская партия «Жаамат муслими»
(Дагестан), партия «Исламский путь»
(Чечня). Большинство национальных
движений и организаций Северного Кавказа: Конгресс народов Кавказа, Общенациональный конгресс чеченского народа, Национальный совет балкарского
народа, «Демократический джамагат»,
«Бирлик», «Тенглик» и др., — активно
использовавших в начале своей деятельности мусульманскую риторику, со временем превратились в националистические
организации, активно пропагандирующие идеи сепаратизма и построения независимого исламского государства в северокавказских республиках[3].

Справку подготовил Алексей Ковальчук.


[1] Малашенко А. В. Исламское возрождение в современной России. М., 1998. С. 146.

[2] Там же. С. 148.

[3] Бережной С. Е. и др. Ислам в современных республиках Северного Кавказа. Ростов н/Д.,
2002. С. 46–47.