Точных данных о числе мусульман, проживающих на территории РФ, не существует. С таким выводом согласны все исследователи —социологи, демографы,
историки, занимающиеся проблемами
распространения ислама в России. Разброс в оценках весьма значительный. По
данным Госкомстата РСФСР, во время
переписи 1989 года на территории республики проживало 12 миллионов мусульман (данные последней всероссийской переписи 2001 года еще не
обнародованы).

По мнению известного востоковеда
Ю. М. Кабищанова, эта цифра составляет не менее 20 миллионов человек. С таким выводом солидарен американский
политолог Збигнев Бжезинский[1]. Согласно расчетам авторитетного ученогоисламоведа А. В. Малашенко, численность российских мусульман в 1997 году
составляла более 15 миллионов человек[2].
Существенные расхождения во многом
связаны с неточностью определения доли верующих в населении РФ. Данные
на этот счет колеблются от 20 до 80 процентов. Среди верующих на долю православных приходится около 75 процентов, мусульман —5,5 процента[3]. Однако
насколько корректны эти цифры —не
совсем ясно, поскольку самоидентификация в вопросах веры —не всегда надежный показатель. В ходе опроса, проведенного в 1993 году Российским
независимым институтом социальных
и национальных проблем, было подмечено, что нередко в качестве верующих
могут учитываться люди, лишь соотносящие себя определенной религиознокультурной традицией. Тем не менее
факт восстановления исламом утраченных за годы советской власти позиций
несомненен. В литературе этот процесс
называют не иначе как «исламским ренессансом». Косвенно о числе верующих
мусульман дает представление рост числа мечетей.

К октябрю 1917 года на территории Российской империи действовало 30 тысяч мечетей. С середины 1920-х годов начался процесс подавления исламской религиозной жизни
и культуры. Было закрыто и разрушено
около 12 тысяч мечетей, прекратило существование 87 процентов мухтасибатов,
до 90 процентов мулл были лишены возможности вести богослужение. За годы
сталинского террора была уничтожена
почти вся исламская духовная элита —
от 30 до 50 тысяч человек[4]. В 1948 году
в РСФСР оставалось только 416 официально зарегистрированных мечетей,
а в 1968 году —311. Правда, тысячи мечетей и мулл действовали без регистрации,
вне рамок законодательства, и власть вынуждена была закрывать на это глаза.
Так, в 1980 году, по свидетельству Г. Михайлова, начальника Отдела по связям
с религиозными организациями Совета
Министров РФ, на территории РСФСР имели официальное разрешение на отправление культа 335 имамов и мулл, тогда как 1 245 — совершали обряды без регистрации[5]. (Точно так же существует
разрыв между числом зарегистрированных и не прошедших регистрацию мечетей. По данным муфтия С.-М. Абубакарова, на 1997 год их было в России три с
половиной тысячи, тогда как кавказовед
В. Бобровников на конец 1994 года располагал сведениями о более чем пяти тысячах мечетей[6].)

На 1 января 1991 года в России было
учтено 870 мечетей, в 1995 году – пять
тысяч, а в 2000 году — более семи тысяч.
По данным Минюста РФ, к 1 января
2000 года из 17 427 зарегистрированных
религиозных объединений на долю мусульманских приходилось 3 098 (18 процентов) (против 14 процентов в 1990 году). Насчитывалось: 51 религиозный
мусульманский центр, 2 933 прихода
и общины, 114 образовательных учреждений[7]. Свыше 800 человек обучалось в высших и средних мусульманских
учебных заведениях в арабских странах
(Египте, Саудовской Аравии, Сирии, Катаре, Турции и др.).

Ислам в России распространен на
Северном Кавказе, в Татарстане, Башкортостане, Удмуртии, Чувашии
и республике Марий Эл, Сибири, Ульяновской, Самарской, Астраханской,
Пермской, Нижегородской, Екатеринбургской областях, в гг. Москве
и Санкт-Петербурге.

Не считая Северного Кавказа, больше всего мечетей действует в Татарстане — свыше 700 (на начало 1997 года)
и в Башкортостане — около 490. Далее
следуют: Оренбургская область — 75 мечетей и религиозных объединений, Ульяновская — 50, Самарская — 41, Свердловская — 38, Челябинская — 36,
Нижегородская, Пензенская и Тюменская — по 35, Пермская — 33.

Справку подготовил Алексей Ковальчук.


[1] Бжезинский З. Великая шахматная доска. М., 1998. С. 160.

[2] Малашенко А. В. Ислам в современной России // Ислам и мусульмане в России. М., 1999.
С. 162–164, 167.

[3] Малашенко А. В. Исламское возрождение в современной России. М., 1998. С. 69.

[4] Религиозные объединения в современной России // Аналитические обозрения Центра
комплексных социальных исследований и маркетинга. Серия «Социология». 1996. Вып. 4.
С. 57–58.

[5] Михайлов Г. Ислам в России // Ермаков И., Микульский Дм. Ислам в России и Средней
Азии. М., 1993. С. 18–19.

[6] Малашенко А. В. Исламское возрождение в современной России. С. 77.

[7] Мухаметшин Ф. М. Мусульмане России: судьбы, перспективы, надежды. М., 2001. С. 72.