Уважаемые читатели!

Среди наиболее часто употребляемых терминов социологического и политического лексикона нет, видимо, более многозначного, чем «культура». Под этим словом понимают и художественное наследие, и универсальный набор кодов, обеспечивающий социальную коммуникацию, и систему воспроизводства определенных ценностей, и индустрию, формирующую специфический, но при этом чрезвычайно обширный и, что важно, потенциально прибыльный рынок специфической продукции, а иногда, смешивая понятия, — и предмет заботы одного из государственных ведомств, пытающегося управлять всем вышеперечисленным, напрямую или с помощью подотчетных организаций и учреждений. Столь же многозначно и название очередной книжки «ОЗ», которую держит в руках читатель, поскольку под «ценой культуры» в данном случае мы подразумевали и стоимость, и общественную ее значимость. Отсюда и вал проблем, возникающих при попытке осмыслить это богатое значениями словосочетание. Если читатель к тому же примет в расчет сложность переходного состояния, в котором находится наше общество, почти полное разрушение институтов, традиционно бравших на себя труд воспитания культурного потребителя культуры, то сможет представить себе, с какими трудностями столкнулась редакция. В самом деле, легко ли собрать коллектив авторов, способный хотя бы отчасти возделать тематическое поле, которое включает в себя и государственную культурную политику, и становление и развитие творческих индустрий, и историю различных «традиционных» отраслей культуры, и теперешнее их состояние?

Чтобы как-то сузить круг тем, мы решили прежде всего получить ответ на вопросы, принципиально важные для стратегии «ОЗ»: какие социальные, политические и экономические механизмы отвечают сегодня за производство культурной продукции? Как эти механизмы встраиваются или, лучше сказать, как их желательно было бы встроить в российскую действительность?

Под рубрикой «Новое пространство», которой открывается номер, собраны статьи, посвященные процессу формирования этого пространства, нового для России, но уже во многом освоенного Западом.

Надо сказать, что именно сейчас вопрос о цене культуры, причем и в прозаическом, и в «возвышенном» значении, становится особенно актуальным, поскольку начавшаяся в России реформа бюджетной сферы неизбежно повлечет за собой весьма серьезные изменения в деятельности российских культурных организаций. Открывающиеся при этом перспективы наши авторы анализируют в двух следующих рубриках — «Особый товар» и «На иждивении государства». У читателя есть возможность сопоставить выводы, содержащиеся в статьях, с помещенными здесь же справками, которые дают представление о том, как организовано финансирование культуры в европейских странах и США.

В новом контексте, очевидно, по-новому должна решаться и проблема «творческих индустрий» в узком смысле слова — она обсуждается в отдельном небольшом разделе «Рекультивация».

Наконец, в заключительной рубрике («В реальном масштабе») мы пытаемся проследить судьбу разных Муз в советское, а также в постсоветское время. Как и в других разделах, акцент здесь сделан в первую очередь на экономической и социологической проблематике. Особое внимание уделяется воздействию государства на книгоиздание, театральное дело и кинопрокат.

В этом номере мы намеренно не стали обсуждать такие важные отрасли культуры, как поп-музыка, видео- и звукозапись, индустрия игр, культурный туризм и т. п. Их роль в современном российском обществе редакция предполагает обсудить в следующих выпусках «ОЗ».

До новых встреч!