Год назад один из наших друзей, взвешивая на ладони очередной пятисотстраничный номер «ОЗ», посетовал, что журнал наш сделался «невыносим и неудержим» — ни вынести его из дому, ни удержать в руке, едучи в метро, невозможно. С тех пор мы положили себе за правило не выходить за установленные опытным путем пределы выносимости и удержимости.

Погрузившись в тему «собственность по-российски», мы в полной мере ощутили стеснительность данного некогда обета. Стопки листов на редакторских столах росли с каждым днем, материал решительно не помещался в одну книжку. Обеднять картину мы не хотели. Таинственные приключения собственности в России — сюжет слишком сложный, чтобы писать о нем поверхностно. Без теоретических подступов и исторических отступлений обойтись никак невозможно. Поэтому мы решили: раз уж трактатов набирается почти на две полноценные книжки, пусть их и будет две.

Это простое решение породило, однако, непростую проблему. Два полутома тесно связаны по смыслу и во многом полемически перекликаются. Кроме того, номер о собственности числился последним за 2004 год. Тем самым отважные читатели, впервые подписавшиеся на наш журнал в 2005-м, лишались начала сюжета, а разочарованные — отказавшиеся от подписки — окончания. Поэтому мы упаковываем два номера в один конверт и рассылаем тем и другим, чтобы этой скромной премией хотя бы отчасти вознаградить читателей за долгое ожидание.

Во второй книжке собраны статьи о социальных и экономических итогах приватизации, о том, как правительства развитых стран восстанавливают справедливость, нарушенную при распродаже государственного имущества, о кардинально изменившихся отношениях собственности в России.

А в этой, первой, речь идет об отношениях собственности как таковых, их, если угодно, философских, исторических и культурных основаниях.

Скажем сразу: вопросов в связи со всеми затронутыми сюжетами накопилось у нас больше, чем ответов. Но это не повод для разочарования: аккуратно прочертить — как он видится сегодня — контур terrae incognitae честнее и полезнее, чем обрушивать на вдумчивого читателя забегающие вперед голословные обобщения.

Главных сюжетов в номере три. Один связан с природой и структурой частной собственности, с вопросом о том, возможно ли представить себе — в будущем или прошлом — общественный строй и живущих при нем людей в отвлечении от этой столь привлекательной в наших глазах категории? Большинство авторов, наших и зарубежных, размышляющих о секулярных и о религиозных обществах, твердо убеждены, что частная собственность родилась вместе с человеком и пребудет на земле до скончания века. Сомнения на этот счет в наше время звучат очень редко.

Еще одна дискуссия, нашедшая отражение на страницах номера, вращается вокруг проблем экономического развития: как определить его оптимальное направление? Как ему следовать? Подвластны ли человеку разумно му интенсивность и приоритеты этого движения? Да и так ли уж разумен этот homo sapiens, призванный, как ему кажется, руководить и управлять экономической стихией?

И вопрос вопросов — особенно актуальный для нашего отечества — может ли страна-неудачница воспользоваться опытом других государств, преуспевающих, с крепнущим год от года хозяйством, или для каждой страны пригодно только свое, самостоятельно накопленное знание? Согласитесь, тут есть о чем спорить.

Впрочем, мы убеждены, что глубокая истина вообще, а в области гуманитарного знания — особенно, не может быть изречена одними устами, но представляет собой то объемное видение предмета, которое достигается знакомством с различными, подчас трудносопрягаемыми и даже прямо противоположными точками зрения.

В последних нет недостатка ни в этой книжке журнала, ни в следующей.