Начала работу Юридическая служба Творческого объединения «Отечественные записки». Подробности в разделе «Защита прав».
Начала работу Юридическая служба Творческого объединения «Отечественные записки». Подробности в разделе «Защита прав».
Тема первого номера №46 (1): ЛЮДИ.рф
В первом номере возобновленного журнала мы предпринимаем новое «хождение в народ». Собственно задачу эту сформулировал еще Александр Герцен в 1861 году на пике тогдашней активизации «образованного общества». По поводу исключения из университетов студентов — участников протестов под либеральными лозунгами он писал в «Колоколе»: «Но куда же вам деться, юноши, от которых заперли науку? Прислушайтесь, благо тьма не мешает слушать: со всех концов огромной родины нашей — с Дона и Урала, с Волги и Днепра — растет стон, поднимается ропот; это начальный рев морской волны, которая закипает, чреватая бурями после страшно утомительного штиля. В народ! К народу! — вот ваше место, изгнанники науки». Но что такое народ? Во времена Герцена ответить на этот вопрос в общем не составляло труда — столь глубока была пропасть, отделявшая образованное сословие от массы неграмотных и забитых крестьян. Сегодня же вопрос представляется отнюдь не простым, причем не только на экспертном, но даже и на бытовом уровне. Между тем без ответа на него одно из главных положений нашей конституции — «носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ» — остается малозначащим набором слов.
Мы предприняли посильную попытку обрести хоть какую-то почву под ногами, для чего перво-наперво произвели ревизию наличного понятийного аппарата. Археологические раскопки мощного культурного слоя смыслов, вкладывавшихся на протяжении последних двух веков в слова народ и нация, дали неожиданный результат: стало очевидным, что в сегодняшних самых, казалось бы, постмодернистских дебатах вокруг этих понятий присутствуют вполне архаические мотивы. Более того, столь удобное для использования на митингах понятие «народ», за которым априори стоит целый набор добродетелей, оказывается совершенно непригодным, когда дело доходит до позитивного анализа. Поскольку оно несет в себе непреодолимый соблазн видеть в народе политическое и идеологическое целое, нечто нерасчленимое, чуть ли не живой организм, «коллективную личность», от которой не только можно, но и следует ожидать единомыслия. Меж тем позитивно-научный анализ, напротив, предполагает проникновение во внутреннюю структуру исследуемого объекта. При попытке выявить такую структуру обнаруживается несколько наиболее существенных координатных осей. Материалы этого выпуска естественным образом привязаны к двум важнейшим. Во-первых, оси социальной, на которой «народ» предстает как сложная совокупность классов, каст, корпораций и сословий. Во-вторых, этнокультурной. Здесь целое членится в соответствии с национальной идентичностью, разной в разные исторические моменты и в разных группах.