4 декабря 2003

Продолжается Интернет-конференция "Российская наука и СМИ" (www.adenauer.ru).

На пятую сессию представлены доклады
"ОТРАЖЕНИЕ НАУКИ РАЗЛИЧНЫМИ ВИДАМИ СМИ":

1. Пичугина Т.Б. Хождение науки по медиа-мукам

"...В докладе на основе представления о различных уровнях популяризации научного знания дается обзор отечественного научного медиа-рынка. По степени приближения к "высокой" науке выделяются СМИ первого и второго уровней. В России наука традиционно тяготеет к печатным СМИ, сегодня также - к Интернет-СМИ. Телевидение и, в особенности, радио не уделяют науке должного внимания, хотя именно они оказывают определяющее воздействие на массовую аудиторию. Стремление развивать систему связей "наука-общество" через каналы СМИ предполагает изменение сложившейся пропорции присутствия научной тематики в разных видах медиа...."

2. Комарова Е. К. Роль российской периодики в формировании общественного отношения к отечественной науке

"...На основе выборочного анализа российской прессы, посвященной науке, делается вывод об отсутствии сегодня в нашей стране экспертной научной журналистики. По мнению автора, характер освещения неоднозначной ситуации, сложившейся в российской науке последнего десятилетия, свидетельствует о доминировании тенденциозного подхода к теме. Заданность информационного поля с несомненностью соответствует интересам определенных социальных групп. В докладе делается предположение о существовании вполне определенного стремления к созданию негативного имиджа науки, психологической фрагментации научного сообщества и дискредитации отдельно взятого ученого..."

3. Гаташ В.И. И кому он нужен, этот науч-поп?

"...Харьковский корреспондент еженедельника "Зеркало недели" (г. Киев) рассказывает о состоянии научной журналистики на Украине. Отмечается, что русско-украинский билингвизм жителей Украины расширяет ее коммуникационные возможности. Подробно освещаются результаты проведенного автором виртуального "круглого стола" на тему "И кому он нужен, этот науч-поп?", который выявил все основные болевые точки взаимоотношений науки и СМИ..."

4. Оскольский А. А. Наука на радио: опыт авторской программы

"...Среди средств массовой информации у радио нет равных по глубине проникновения в нашу повседневность: оно создаёт тот звуковой и семиотический фон, из которого каждый выхватывает что-то важное для себя. Но какое место в этом повседневном фоне может занимать наука v предмет, далекий от повседневных хлопот, восприятие которого требует известной концентрации и кругозора? В докладе описывается опыт работы автора над еженедельной радиопрограммой "Первопроходцы", регулярно выходящей на радио "Эхо Петербурга" с осени 2001 года..."

5. Киреев О. И. Теоретические основания тактических медиа: от семиотики к теории информации

"...Современное общество, особенно после событий 11 сентября 2001 года, часто называют не информационным, а дезинформационным. Традиционные масс-медиа, подверженные политическим и корпоративным интересам, способствуют не столько снижению, сколько повышению информационной энтропии. В этой ситуации особую роль приобретают попытки создания тактических медиа v "островков" высокой информационной и энергетической насыщенности. По мнению автора, художники и активисты, "вооруженные" интернет-технологиями, становятся сегодня все более заметной социальной силой..."

6. Шигина Ю. В. Интернет: преклонение или неприятие?

"...Как любое социально значимое явление, Интернет порождает вокруг себя множество споров. Одни люди преклоняются перед Сетью, другие стараются избегать контактов с ней. Возможная причина - пользователь не всегда знает особенности Интернет-СМИ. Так что же все-таки -преклонение или неприятие? Скорее всего - золотая середина. Интернет - лишь средство, предложенное современному обществу. Тот факт, что у Интернет-СМИ много недостатков, не перечеркивает уникальных возможностей, которые предоставляет Сеть. Хотя вряд ли она вытеснит когда-нибудь печатные издания, радио и телевидение..."

7. Королев П. М. Средства массовой коммуникации учитывают множество лиц образа ученого

"...Не имея более или менее адекватного образа ученого, российские СМИ пытаются каждый раз выстраивать его заново. В докладе обсуждается многоликий образ современного ученого, каким он представляется в результате последовательного развертывания представлений о системной организации науки. В ответ на предложения А.А.Юриной исправить "ошибки" в схеме национальной организации науки, предложенные автором в докладе на сессии 2, дается объяснение, почему предложенные изменения недопустимы. Отмечается, что в ходе дискуссии на интернет-конференции наметился перенос акцентов обсуждения с информации и знаний - к коммуникации, мышлению и деятельности, с науки - к методологии, с углублением культурно-исторической реконструкции, с выходом на предложение проектов и программ..."