8 июля 2013

Номер о российских железных дорогах приехал из типографии в редакцию журнала «Отечественные записки» 5 июля.

Задумав номер на эту тему, редакция хотела напомнить читателям о том, что ровно 175 лет назад была введена в эксплуатацию первая российская чугунка, соединившая Санкт-Петербург с Царским Селом. А в наше время сложно отыскать соотечественника, никогда не прибегавшего к услугам пригородных электричек или поездов дальнего сообщения.

Железные дороги сегодня — это не только гигантская отрасль народного хозяйства, дающая работу более чем миллиону жителей России, но и важнейший цивилизационно-культурный феномен, наложивший глубокий отпечаток на жизнь людей, на литературу, живопись и кинематограф. Достаточно вспомнить, какое значение имеют встречи и беседы случайных вагонных попутчиков в произведениях русской классики XIX—XX веков.

Кроме того, железнодорожная отрасль представляет собой колоссальную государственную монополию, лишь поверхностно затронутую реформами последних лет. Номер о рельсах России, — это и попытка найти ответ на вопрос: почему в такой ключевой отрасли был применен способ реструктуризации, не отвечавший специфическим российским условиям и не адекватный вызовам времени, и есть ли выход из этой ситуации.